Развитие творческого потенциала ребенка и создание условий для его творческого роста через участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня. Поддержка и выявление одаренных детей, создание портфолио одаренного ребенка
Педагог дополнительного образования Медведева Нина Петровна
В центре внешкольной работы каждый ребенок получает дополнительные возможности для своего развития благодаря новому окружению, условиям и возможностям центра. Здесь, как ни в каком другом учреждении есть возможность предоставить ребенку чувство радости, эмоционального подъема от создания выполненной работы, достигнутого результата в глазах сверстников и старших товарищей.
На занятиях своего объединения « Мастерская Самоделкина», я как педагог стараюсь создать такую ситуацию для каждого ребенка. Учитывая способности и интересы детей в объединении проводятся по программе «Школа юного дизайнера», занятия с разными темами по разным видом творческой деятельности: бумагопластика, тестопластика, квиллинг, декупаж и изготовление поделок с разного материала. Занятия по программе помогают сделать детей более уравновешенными, развивают твердость руки, глазомер, улучшают почерк, повышают внимательность, восстанавливают и разрабатывают мелкую моторику рук, развивают художественные способности, позволяют создать красивые вещи. Для совершенствования качества обучения и воспитания обучающихся, я стараюсь постоянно вносить на занятиях новые технологии выполнения работ, пользуясь источниками Интернета и литературы.
Это способствует формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности, изменяет отношение ребенка к процессу познания, развивает желание сделать что-то своими руками, широту интересов и любознательности.
Чтобы повысить интерес ребенка к определенному виду деятельности необходимо создать подходящую ситуацию: положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущения благополучия и благотворно влияют на общее отношение человека к окружающему миру; у ребенка появляется желание вновь достичь хороших результатов и в другом виде деятельности, чтобы вновь ощутить радость успеха; уверенность в собственных силах (если я это смастерил на занятии, то возможно я сделаю это дома еще лучше).
Моя работа с детьми будет мало эффективной без сотрудничества и активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.
В основе нашего сотруднического взаимодействия должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
В своей работе я постоянно веду поиск новых оригинальных форм взаимодействия родителей с детьми.
А как родители могут помочь своему ребенку развить творческие способности?
Во-первых – не подавлять инициативу ребенка.
Во-вторых, никогда не отвлекать ребенка, если он находится в творческом процессе, т.е. не прервать полет его воображения.
В третьих, обеспечьте ребенка всем необходимым для развития его творческих способностей – картоном, ножницами, бумагой, красками, карандашами, кистями и т.д.
Чтобы развить творческие способности, у ребенка есть все – стремление познавать мир, живость и неординарность ума, стремление к успеху и к новым открытиям, развитое воображение, фантазия, интуиция, любопытство и неуемная энергия. Позволить ребенку проявлять самостоятельность в творчестве, если она (самостоятельность) не причиняет вреда.
-Не мешать ребенку созидать по-своему, не навязывайте свою точку зрения, какой бы правильной она у Вас не была.
-Поощрять креативность, уважать видение мира ребенка.
-Стимулировать его творческие проявления.
-Не смеяться и не критиковать, иначе у ребенка может пропасть желание творить и экспериментировать, ведь мнение взрослого важно для него. Пусть ребенок чувствует любовь и поддержку, тогда он будут уверен и смел, чтобы творить. В 2018-2019 учебном году, мною запланированы занятия и досуговые мероприятия для детей и родителей, основанные на совместной творческой и познавательной деятельности. А также – культурно – массовые мероприятия с участием родителей на базе КЦСОН (семейные творческие конкурсы и мастер-классы, праздники, посиделки). Родители могут стать не только гостями и зрителями, а и участниками образовательного процесса, инициаторами интересных и добрых дел.
Занятия в объединении «Мастерская Самоделкина» дают больше возможности для развития творческих способностей ребенка, его самоопределения. Дети приходят в объединение с различными способностями. Есть такие дети, которым трудно дается изучение материала, особенно дети с ОВЗ. Поэтому с ними стараюсь заниматься индивидуально, давать задания попроще, обязательно поощряю старания ребенка. Выполнив простое задание, ребенок чувствует уверенность в себе в том ,что он может выполнить и другое, более сложное задание.
Та категория детей, которые более свободно усваивают учебную часть выполняют работы почти самостоятельно, иногда пользуются помощью педагога. С такими детьми выполняем для выставок и конкурсов, а также они помогают мне выполнять технологические карты и участвуют в сборе дидактического материала. Это дает подростку осознавать себя как члена большой мастерской, определении перспективы самореализации в индивидуальной и совместной деятельности. Для укрепления уверенности ребенка в себе и в своих силах и возможностях, развитие умения сопереживать и сочувствовать другому проводится скрытая помощь ребенку педагогом и детьми, одобрение, доверие, поощрение индивидуальной исключительности, перенос внимания с целого на детали. Создавая психологическую почву и стимулировании самовоспитании ребенка, укрепляя веру в успешное завершение дела, развивая творческую активность ребенка и помогая в поиске своего места, педагог дает оценку процесса деятельности ребенка (интонация, пластика, мимика, совет, намек, условные требования в игровой форме). Усложняя и повышая требовательность к обучающимся я в ходе совместной деятельности, переношу внимание ребенка с себя на социально значимый результат. Путем диагностирования знаний и умений, а так же принимая участия в разных творческих мероприятиях и конкурсах, выявляются одаренные дети, на них в течении учебного времени собираются материал и достижения для оформления портфолио.
Подводя итоги с детьми, награждая лучших обучающихся, фотографирование авторов лучших работ и отбор выставочных экспонатов - это служит закреплению позитивных качеств ребенка, нацеленность его на дальнейшее занятие полюбившимся делом, обучение другим.
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать многие задачи семейного воспитания: гармоническое развитие ребенка; забота о здоровье детей; помощь в учении; трудовое воспитание и помощь в выборе профессии; помощь в социализации личности и ее самореализации; формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений; забота об общекультурном и интеллектуальном развитии; развитие интересов, склонностей, способностей и творчества; подготовка к самовоспитанию и саморазвитию.
Моя работа с детьми будет мало эффективной без сотрудничества и активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.
В основе нашего сотруднического взаимодействия должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
В своей работе я постоянно веду поиск новых оригинальных форм взаимодействия родителей с детьми.
А как родители могут помочь своему ребенку развить творческие способности?
Во-первых – не подавляйть инициативу ребенка.
Во-вторых, никогда не отвлекайть ребенка, если он находится в творческом процессе, т.е. не прервать полет его воображения.
В третьих, обеспечьте ребенка всем необходимым для развития его творческих способностей – картоном, ножницами, бумагой, красками, карандашами, кистями и т.д.
Чтобы развить творческие способности, у ребенка есть все – стремление познавать мир, живость и неординарность ума, стремление к успеху и к новым открытиям, развитое воображение, фантазия, интуиция, любопытство и неуемная энергия. Позволить ребенку проявлять самостоятельность в творчестве, если она (самостоятельность) не причиняет вреда.
-Не мешать ребенку созидать по-своему, не навязывайте свою точку зрения, какой бы правильной она у Вас не была.
-Поощрять креативность, уважать видение мира ребенка.
-Стимулировать его творческие проявления.
-Не смеяться и не критиковать, иначе у ребенка может пропасть желание творить и экспериментировать, ведь мнение взрослого важно для него. Пусть ребенок чувствует любовь и поддержку, тогда он будут уверен и смел, чтобы творить.
В основу умственного развития наших детей положены все те же наши "три кита": богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх и наша искренняя заинтересованность во всех их делах. Мне и здесь хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мы не должны ставить себе целью, научить их всему как можно раньше, главное постараемся создать условия для развития их способностей - по их возможностям и желаниям.
В 2018-2019 учебном году, мною запланированы занятия и досуговые мероприятия для детей и родителей, основанные на совместной творческой и познавательной деятельности. А также – культурно – массовые мероприятия с участием родителей на базе КЦСОН (семейные творческие конкурсы и мастер-классы, праздники, посиделки). Родители могут стать не только гостями и зрителями, а и участниками образовательного процесса, инициаторами интересных и добрых дел.
Заключение.
Способности к творчеству есть у каждого ребенка от рождения, но, если их не развивать, к 9 годам эти способности угасают. Поэтому надо стараться, как можно с более раннего возраста увлечь ребенка интересными делами.
Творческая одаренность — большое счастье и большое испытание и для обладателей этого Дара, и для педагогов и родителей. Поэтому необходимо помочь ребенку вырасти одаренной и яркой личностью!
|