Выступление на семинаре
для педагогов дополнительного образования по теме:
"Развитие творческого потенциала личности ребёнка
в системе дополнительного образования – основа жизненного
успеха и залог социальной адаптации в современном мире"
В Концепции модернизации российской системы
образования определены важность и значение системы дополнительного образования
детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов,
социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В отличие от
общего образования, система ДОД является открытой социально-педагогической
системой, не имеющей государственных стандартов, которая развивается по пути
свободного и творческого воплощения в педагогическую практику учреждения идей
гуманизма и демократии. Занятие в учреждениях дополнительного образования детей
обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое,
свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными
видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на
стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет
другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Таким образом,
занятия в учреждениях дополнительного образования детей направлены на
развитие творческого потенциала обучающихся.
Трудно представить нам жизнь ребенка
без творчества. Творчество – синоним оригинального склада мышления, то
есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. У каждого
ребенка – огромные возможности развития. В современном обществе все более
реальной становится задача всестороннего развития способностей. Но это не
означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех, же
способностей у всех детей, так как все дети индивидуальны. Педагог
дополнительного образования, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие
ценности, на занятиях осуществляет целостный образовательный процесс (развитие,
воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными
задатками, склонностями, способностями и интересами). Например, занятия в отделах декоративно -
прикладного творчества выполняет
несколько важных функций: с одной стороны она является носителем
духовной культуры, а с другой она эффективно развивает творческое воображение,
эстетический вкус, эмоциональную сферу, пространственное мышление,
художественные потребности, творческие способности, трудовые навыки,
необходимые в материальной и духовной деятельности.
Развивать ребенка возможно только через деятельность. Ведь именно в
процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности. На занятиях в системе дополнительного
образования обучающиеся получают хорошие
практические и теоретические знания. Полученную информацию и практический опыт
дети используют в дальнейшем в процессе обучения в школе, гимназии.
Особое значение творческая деятельность имеет для
одаренных и талантливых детей. Одаренность и талант тесно связаны с опережающим
развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со
своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Поэтому в
практической творческой деятельности одаренным детям нужно давать усложненные
задания и увеличивать объем
работы. Как правило, работы именно таких детей жюри отмечает на различных конкурсах, подчеркивая
индивидуальность работы. Педагог в своей
деятельности должен учитывать возможности каждого обучающегося и находить к каждому
ребенку индивидуальный подход.
Не многие дети отличаются ярко выраженной
талантливостью и одаренностью. Поэтому главная задача педагога выявить скрытые
талантливые личности и дать им возможность дальнейшего развития. Это можно
сделать с помощью разных диагностических методик: наблюдение, эксперимент,
тест, творческое задание. Одаренного ребенка можно определить по его творческим
работам, они оригинальны, эмоциональны и выделяются на фоне других. Как
правило, ребенок придумывает целую историю про свой художественный образ. Он
играет, общается, переживает вместе с созданной им игрушкой.
Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным
качеством. С помощью воображения у
ребенка формируется образ никогда не существовавшего в данный момент объекта,
ситуации, условий и т.д. Творчество и воображение тесно связаны между собой.
Воображение помогает ребенку придумывать интересные образы и воплощать свой
замысел в творческой деятельности.
Эмоции играют
очень большую роль в творческой деятельности детей. Положительный эмоциональный
фон в процессе деятельности создается с помощью: музыки, видео, загадок, стихов
в соответствии с темой урока. Одной из главных составляющих положительного
эмоционального фона является личность педагога и его стиль общения. Работа,
которой ребенок увлечен, выполняется быстро и дает хороший результат. А хороший
результат возможен там, где есть положительная мотивация к творческой
деятельности, самоорганизация ребенка, творческие способности ребенка и их
использование в творческой деятельности. Хорошим способом мотивации является
изготовление подарка или сувенира для
мамы, бабушки, папы, друга. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает
целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от
полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному
и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память,
мышление, восприятие, внимание. Они, в свою очередь, определяет успешность
учебы ребенка, уровень овладения знаниями, умениями и навыками на школьных
уроках.
Большое
значение в творческой деятельности играет использование игровых приемов с
элементами ролевого поведения (мечты покататься на лошадке, дрессировщик
собачки, мастер, пастушок коровы, быка). Правильный выбор методов обучения
способствует развитию творческих способностей обучающихся. Одним из таких
методов является частично-поисковый или
эврестический - это импровизационный метод, где ребята на заданную тему могут
создавать выразительный образ. Занятия лепкой и росписью способствуют развитию у детей творческого воображения. Сам
процесс лепки способствует воплощению замыслов ребенка, созданию образов и
развитию воображения. Захватывающий интерес к процессу создания поделок
психологически облегчает ребенку работу
с материалом (песком, соломкой, бисером). Очень важно то, что в процессе
творческого занятия ребенок учится согласованности движений обоих рук, а так же
происходит воспитание привычки последовательного выполнения работы.
В условиях творческих объединений обучающиеся обнаруживают
более благоприятную динамику показателей развития креативности, личностных
качеств и достижений в интеллектуальных и творческих видах деятельности по
сравнению со сверстниками, учащимися в общеобразовательных школах. Особенности обучения в объединениях Центра в творческих
объединениях оказывают значимое системное влияние на развитие всех параметров
креативности.
Подготовила:
педагог-психолог
Мищенко С. А. |