Суббота, 18.05.2024, 22:33
Приветствую Вас Гость | RSS

МУДО "ЦВР" г. Зеленокумск

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Как вы смогли бы оценить качество образовательных услуг учреждения?
Всего ответов: 44
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие творческого потенциала личности ребёнка в системе дополнительного образования.

Выступление на семинаре для педагогов дополнительного образования по теме:

"Развитие творческого потенциала личности ребёнка

в системе дополнительного образования – основа жизненного

успеха и залог социальной адаптации в современном мире" 

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В отличие от общего образования, система ДОД является открытой социально-педагогической системой, не имеющей государственных стандартов, которая развивается по пути свободного и творческого воплощения в педагогическую практику учреждения идей гуманизма и демократии. Занятие в учреждениях дополнительного образования детей обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Таким образом, занятия в учреждениях дополнительного образования детей направлены на развитие  творческого потенциала обучающихся.

Трудно представить нам жизнь ребенка  без творчества. Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. У каждого ребенка – огромные возможности развития. В современном обществе все более реальной становится задача всестороннего развития способностей. Но это не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех, же способностей у всех детей, так как все дети индивидуальны. Педагог дополнительного образования, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляет целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями, способностями и интересами).  Например, занятия в отделах декоративно - прикладного творчества выполняет  несколько важных функций: с одной стороны она является носителем духовной культуры, а с другой она эффективно развивает творческое воображение, эстетический вкус, эмоциональную сферу, пространственное мышление, художественные потребности, творческие способности, трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.

Развивать ребенка возможно только через деятельность. Ведь именно в процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности.  На занятиях в системе дополнительного образования обучающиеся получают  хорошие практические и теоретические знания. Полученную информацию и практический опыт дети используют в дальнейшем в процессе обучения в школе, гимназии.  

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Поэтому в практической творческой деятельности одаренным детям нужно давать  усложненные  задания и  увеличивать объем работы. Как правило, работы именно таких детей жюри  отмечает на различных конкурсах, подчеркивая индивидуальность работы.  Педагог в своей деятельности должен учитывать возможности каждого обучающегося и находить к каждому ребенку индивидуальный подход.

Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Поэтому главная задача педагога выявить скрытые талантливые личности и дать им возможность дальнейшего развития. Это можно сделать с помощью разных диагностических методик: наблюдение, эксперимент, тест, творческое задание. Одаренного ребенка можно определить по его творческим работам, они оригинальны, эмоциональны и выделяются на фоне других. Как правило, ребенок придумывает целую историю про свой художественный образ. Он играет, общается, переживает вместе с созданной им  игрушкой.  Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством.  С помощью воображения у ребенка формируется образ никогда не существовавшего в данный момент объекта, ситуации, условий и т.д. Творчество и воображение тесно связаны между собой. Воображение помогает ребенку придумывать интересные образы и воплощать свой замысел в творческой деятельности. 

Эмоции играют очень большую роль в творческой деятельности детей. Положительный эмоциональный фон в процессе деятельности создается с помощью: музыки, видео, загадок, стихов в соответствии с темой урока. Одной из главных составляющих положительного эмоционального фона является личность педагога и его стиль общения. Работа, которой ребенок увлечен, выполняется быстро и дает хороший результат. А хороший результат возможен  там, где есть   положительная мотивация к творческой деятельности, самоорганизация ребенка, творческие способности ребенка и их использование в творческой деятельности. Хорошим способом мотивации является изготовление подарка или сувенира  для мамы, бабушки, папы, друга. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Они, в свою очередь, определяет успешность учебы ребенка, уровень овладения знаниями, умениями и навыками на школьных уроках.      

Большое значение в творческой деятельности играет использование игровых приемов с элементами ролевого поведения (мечты покататься на лошадке, дрессировщик собачки, мастер, пастушок коровы, быка). Правильный выбор методов обучения способствует развитию творческих способностей обучающихся. Одним из таких методов является  частично-поисковый или эврестический - это импровизационный метод, где ребята на заданную тему могут создавать выразительный образ. Занятия лепкой и росписью способствуют  развитию у детей творческого воображения. Сам процесс лепки способствует воплощению замыслов ребенка, созда­нию образов и развитию воображения. Захватывающий интерес к процессу создания поделок психологически облегчает  ребенку работу с материалом (песком, соломкой, бисером). Очень важно то, что в процессе творческого занятия ребенок учится согласованности движений обоих рук, а так же происходит воспитание привычки последовательного выполнения работы.

В условиях творческих объединений обучающиеся обнаруживают более благоприятную динамику показателей развития креативности, личностных качеств и достижений в интеллектуальных и творческих видах деятельности по сравнению со сверстниками, учащимися в общеобразовательных школах. Особенности  обучения в объединениях Центра в творческих объединениях оказывают значимое системное влияние на развитие всех параметров креативности.

 

 

Подготовила:

педагог-психолог

Мищенко С. А.

Категория: Мои статьи | Добавил: sersh63 (15.09.2013)
Просмотров: 8413 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Директор ЦВР
Директор

Ахмедова Людмила Аршавировна

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  






















    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz