Суббота, 27.04.2024, 01:33
Приветствую Вас Гость | RSS

МУДО "ЦВР" г. Зеленокумск

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Как вы смогли бы оценить качество образовательных услуг учреждения?
Всего ответов: 44
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Патриотическое воспитание детей в хореографическом коллективе

Доклад на педагогическом совете

«Патриотическое воспитание детей в хореографическом коллективе »

 

Подготовила

педагог дополнительного образования

Дорожко Г.Ю.

 

         Академик Д.С.Лихачёв писал: “Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству”.

       Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков, резко снизили воспитательное воздействие. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

       Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат - растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

       Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

       Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается организованный и непрерывный процесс по формированию у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре.

         Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

        Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.

       Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым. Он неразрывно связан с интернационализмом (идеология и политика, провозглашающие равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным нациям).

        У понятия «гражданственность» есть несколько определений. Например, гражданственность – это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

      Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Патриотизм - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание ее истории, ее духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны. История и культура России имеют глубокие и древние корни. Наша история не обезличена. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся, и на примере которых должны воспитывать своих учеников.

       Основными средствами воспитания выступают: информация (ее носители - литература, СМИ, педагоги, родители), эмоции педагога, общение и деятельность. Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков. В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни. Деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания приобретает особый смысл, т.к. именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что способствует формированию патриотических качеств у детей.

Истинно патриотическим считается воспитание детей в хореографическом коллективе, если оно основано на традициях народной культуры и формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, преданность Отечеству, знание истории и культуры своего народа. Сохранение и изучение народных традиций - это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного образования должен научить любить и беречь

В хореографическом коллективе «Ритм» Центра внешкольной работы Советского района г Зеленокумска патриотическому воспитанию отводится важная роль. Коллектив строит свою творческую деятельность в области народно-сценической хореографии.

Народные танцы являются достоянием и богатством общества. Питательная среда для них неисчерпаема. Через танец люди стремятся раскрыть душу своего народа, его самобытность, национальный колорит. В них отражаются социальные процессы, происходящие в обществе, взаимоотношения людей. Народный танец тесно связан со своей историей, даёт богатейший воспитательный потенциал, ориентирует подрастающее поколение на возрождение национальной культуры русского народа, что является одним из важных аспектов патриотического воспитания. Всё это учитывается при подборе репертуара.

Приступая к постановочной работе, я рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, образах и характерах. Организую просмотр специальных фильмов, прослушивание музыкального материала. Появляется общая тема для разговора, в котором я стараюсь направить детей в русло правильных рассуждений, вызвать интерес к предлагаемой теме. Результатом работы по изучению русского танца стали такие постановки, как «Сапожки русские», «Кадриль». По малину в сад пойдем Дымковская игрушка , Казачата, Хоровод .

Одной из форм и методов работы в коллективе является тесное сотрудничество с Зеленокумским государственным краеведческим музеем.

Воспитанники коллектива «Ритм» - частые гости и участники мероприятий, организованных в Доме Милосердия, в детском доме., в доме престарелых Это мероприятия для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих разную степень инвалидности. Выступая для таких детей, и пожилых людей , участники коллектива учатся сопереживать им, принимать участие в их непростой жизни, принося частичку тепла, радости и хорошего настроения своим выступлением.

В год литературы совместно с сотрудниками музея и районной библиотеки коллектив принимал участие в инновационной исследовательской деятельности по теме: «Танцевальные программы, история костюма и предметы интерьера 19 века». В процессе подготовки и изучения материала по данной теме ребята ознакомились с историей балов, танцами и музыкой той эпохи, были увлечены этой интересной работой. Сотрудниками музея были представлены костюмы, аксессуары, предметы одежды, мебели того времени, подготовлен интересный содержательный рассказ

Особое внимание в коллективе я уделяю военной тематике. При подготовке танцевальных номеров знакомлю ребят с музыкальным материалом, связанным с темой Великой Отечественной войны, просматриваем видеоматериалы с выступлением лучших танцевальных коллективов, посвященных военной тематике. Провожу с воспитанниками беседы о героических подвигах наших соотечественников, о горе и радости на войне, значении Великой Победы. Ребята прониклись этой темой и сумели воплотить лучшие качества в танцевальных образах.

В рамках празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне были подготовлены танцевальные номера: «Смуглянка», «Специальное задание », «Экипаж ». Особенно запомнилось зрителям и самим артистам коллектива участие в мероприятии, подготовленном руководителем театрального объединения « Арлекино Барутян Г. А. », посвященное Дню защитника Отечества, воинов-интернационалистов, участников боевых действий в Афганистане и других «горячих точках». Ребята не только с воодушевлением показали свои номера, но и выслушали рассказ гостей о героизме, выполненном долге перед Родиной, посетили экспресс-выставку «Наша память и боль», содержащую экспонаты из фондов музея. Была объявлена минута памяти, во время которой все присутствующие зажгли поминальные свечи. Момент был настолько трогательный, что задел всех присутствующих до глубины души. Высшей оценкой творчества коллектива «Ритм» стали слова благодарности от приглашенных воинов-интернационалистов о том, что они горды за то, что растёт достойная смена. Ветераны дали напутствие молодому поколению и призвали гордиться своей Родиной и защищать ее, если потребуется участие ребят в подобных мероприятиях придаёт ребятам силы, уверенность, стремление к победе, достижению новых высот, способствует проявлению лучших исполнительских качеств.

Итогом творческой работы коллектива являются результаты участия в городских и областных мероприятиях, смотрах - конкурсах, в Международных конкурсах-фестивалях. Вот наиболее значимые из них:

-Международный конкурс нА 7 ВЕТРАХ лауреаты 3, 2 степени -Международный конкурс-фестиваль творческих коллективов «–лауреаты 1 степени » в г. Железноводске -Международный конкурс-фестиваль «Танцевальное время », диплом Лауреата II степени; диплом 1 степени

краевой конкурс Ритмы 45 параллели -лауреаты 2, 3 степени .

Всероссийский конкурс С пятки на носок –лауреаты 1 и 2 степени

С большим интересом ребята участвуют и в интернет-конкурсах, пробуют свои силы, просматривают видеоматериалы других коллективов, делятся впечатлениями, дают оценку исполнительскому мастерству и постановочным работам, сравнивая со своим исполнением. Такие совместные просмотры конкурсных танцев и лучших номеров известных танцевальных коллективов не только способствуют развитию эстетического вкуса, творческого потенциала, но и воспитывает чувство коллективизма, дружбы, понимания ответственности.

Таким образом, патриотическое воспитание в хореографическом коллективе «Ритм» опирается на разнообразие форм, методов и средств

Категория: Мои статьи | Добавил: sersh63 (22.01.2019)
Просмотров: 1395 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Директор ЦВР
Директор

Ахмедова Людмила Аршавировна

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  






















    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz