Пятница, 03.05.2024, 17:17
Приветствую Вас Гость | RSS

МУДО "ЦВР" г. Зеленокумск

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Как вы смогли бы оценить качество образовательных услуг учреждения?
Всего ответов: 44
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Методы и приемы социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Методы и приемы социально-педагогической поддержки развития личности ребенка

с ограниченными возможностями здоровья

 

Педагог дополнительного образования МУДО «ЦВР»

 Медведева Нина Петровна

 

Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!». Зачастую мы не думаем о том, кто же такие дети с ограниченными возможностями. Мы не встречаем их на улицах, детских площадках, они не ходят в обычные школы. Складывается впечатление, что таких детей не бывает. Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники.   Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.

Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия в учреждениях ДО, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.

Такими условиями являются занятия в творческих объединениях. Атмосфера занятий в творческих объединениях позволяет раскрепоститься, ведь здесь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей.

Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком-инвалидом, несет отпечаток его личности.

Мы знаем, что творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

«Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком», как высказывался С.Л. Рубинштейн.

Очень важно при работе с детьми такой категории учитывать рекомендации педагогов - психологов (У. Глассер, Р. Кэмпбелл, М. Максимов, В. Сатир и другие).

1.  Начинать разговор с похвалы.

2.  Обращать внимание на ошибки только косвенным образом.

3.   Не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках.

4.   Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других.

5.   Не приказывать, а задавать вопросы.

6.   Выражать одобрение по поводу каждой удачи.

7.   Создавать детям хорошую репутацию.

8.    Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.

9.   Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.

       Опыт педагогической работы доказывает, что ограниченные возможности ребенка не являются основанием для отнесения его к категории «необучаемых». Развитие творческих способностей у детей - инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии (физические недостатки, умственная отсталость, хронические заболевания и др.). Подавляющее большинство детей с церебральным параличом не могут выполнить даже самых примитивных рисунков, а вырезать простой круг или квадрат - это для многих невыполнимая задача. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги.

В объединении «Мастерская Самоделкина» разработана программа для обеспечения образовательного процесса детей с ограниченными возможностями . Она создает условия для успешного развития творческих способностей, творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями в учреждении ДО. Планирование занятий с особыми детьми строится на основе нетрадиционных художественных техник по средством рисования, лепки и аппликации, путем их совмещения в одной работе. Нами используются такие нетрадиционные техники как: тычек жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками (пальцеграфия), рисование ладошкой, оттиск пробкой, обрывание бумаги, скатывание бумаги, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча+акварель, печать по трафарету, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниткой(линотипия), пластилинография, набрызг, отпечатки    листьев, мелки,  рисование при помощи пищевой пленки," рисование мылом, рисование по мятой бумаге, рисование по фольге, силуэтное рисование, рисование восковой стружкой, а также такие виды творчества, как оригами, аппликации, декупаж, тестопластика, квиллинг.

Совмещение различных по характеру техник и приемов, материалов с разной фактурой для реализации одного замысла, способствует развитию у детей творческих способностей и развивает общую ручную умелость(силу, амплитуду, скорость, точность движений рук), а также упражняет взаимодействие руки и глаза. Это позволяет детям с нарушением опорно-двигательного аппарата развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, двигательные функции которых не совершенны.

Доступность     использования     нетрадиционных     техник определяется

возрастными и психофизиологическими особенностями детей. Поскольку работа требует большой концентрации внимания и усидчивости, во время занятий необходимо все время поддерживать интерес детей. С этой целью необходимо, во-первых, предоставлять детям возможность выбора, во-вторых, работу разделить на несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга с проведением физ-минуток и пальчиковой гимнастики. Для релаксации и создания ребенком выразительного художественного образа по возможности используется музыкальное сопровождение, которое' сопутствует созданию атмосферы творчества, взаимной эмпатии и восхищения любыми успехами детей.

Для того чтобы дети овладели определенными конструктивно-изобразительными умениями, используется вариативная повторяемость при работе над образом: чередование индивидуальных форм обучения с фронтальными.

При     проведении     занятий         учитывается     специфика     возраста     и психофизиологических особенностей, с использованием комплексных методов обучения: частично-поисковый, эвристический, репродуктивный, игровой, метод упражнений, художественное слово.

Процесс обучения строился по следующим направлениям:

1. Движение ребенка от неосознанных, интуитивных действий к осознанным и целенаправленным.

2. Согласование движений правой и левой руки.

3. Качественное  изменение  процесса  создания  образа (  от элементарных сенсомоторных экспериментов к наглядно-действенным операциям, а затем и к проявлению наглядно-образного мышления).

4. Создание индивидуальных и коллективных работ.

5.Формирование у детей умения составлять целостную композицию из нескольких предметных изображений.

6.Формирование чувства цвета (от соотношения хроматических и ахроматических цветов до получения сложных оттенков в соответствии с замыслом)

7.  Обучение детей ориентировке на различных форматах, формах, основах.

8.  Стимулирование личной творческой активности детей (постепенное ее преобразование из сотворчества в самостоятельное творчество).

Цель данной программы: формирование творческого потенциала воспитанников средствами декоративно-прикладного творчества и адаптация в современном мире детей с ограниченными возможностями освоения ими технологии бумагопластики, оригами, декупаж, квиллинг, лепка из пластилина и соленого теста и изготовление разных поделок из бросового материала. Содержание данной программы соответствует возможностям детей, выполняемая деятельность не наносит вреда их здоровью. Программа решает блок задач:

-  образовательные: углубление и расширение знаний об истории и развитии данного вида творческой деятельности, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники .

-  развивающие: развитие моторных навыков образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей. Формирование эстетического и художественного вкуса.

-  воспитательные: привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения; умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Основными компонентами процесса образования детей с ограниченными возможностями является вовлечение детей в творческую деятельность. Они не являются исполнителями четких инструкций, а используя жизненный опыт и фантазию, создают свою неповторимую индивидуальную работу.

Огромное значение в творческом развитии ребенка имеет игрушка-самоделка, сделанная из бумаги. Этот первый творческий труд ребенка наряду с рисунками   всегда выражает не только его творческие способности, но и техническую изобретательность. Игрушки получаются разного вида и настроения, но главное в том, как через творчество дети преодолевают свои личные проблемы, расширяют свой небольшой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Поэтому сам процесс создания изделия не менее важен для ребенка, чем результат.

Занятия в объединении уникальны по своим возможностям. Они объединяют в себе знания из таких предметов программы как математика, природоведение, изобразительное искусство. Именно такие занятия дают возможность развития познавательной сферы и развития творческого потенциала каждого ребенка.

Неотъемлемой частью творчества является воображение. Именно воображение «рисует красками в альбоме нашего сознания» образы, картины, модели будущих изделий. И только после четкого отображения мысли внутри нас, мы воплощаем идею в жизнь.

Программа     выстроена с учетом постоянного усложнения материала,  от простого к сложному, отвечает требованиям: - разнообразие своих форм (устные задания, тесты, творческие задания)

-  доступность для выполнения с обязательным содержанием новых знаний и умений, которые осваиваются детьми в процессе обучения.

Но при этом нельзя забывать, что получение новых знаний за одно занятие должно быть ограниченным (не более двух новых практических умений), иначе некачественное освоение учебного материала повлияет на конечный результат творчества, не принесет ребенку удовлетворения от проделанной работы. Последовательность заданий помогает на начальных этапах определить уровень подготовленности и возможностей детей, а в дальнейшем развивать и совершенствовать уже имеющиеся и вновь приобретенные знания, умения, навыки.

Дополнительное образование детей призвано создавать условия для того, чтобы каждый ребенок, особенно ребенок-инвалид, мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.

Занятия с детьми-инвалидами строятся в 3 этапа:

1. Подготовительный этап (в зависимости от темы занятия подбираются задания и упражнения).

Цель этого этапа: поддержка и стимулирование ребенка к работе

Задачи:

- определить реальный уровень знаний, умений детей.

- построить учебное занятие с учетом роста информационного пространства.

- стимулировать познавательный интерес детей-инвалидов как условия дальнейшего развития творческих способностей.

ориентировать детей на формирование собственного стиля художественно-творческой деятельности.

2. Основной этап (начинается и протекает параллельно с предыдущим этапом)

Цель этого этапа: обеспечение личностного включения каждого ребенка в процесс творчества и организации выполнения творческой работы занятия.

Задачи: - развивать способность самостоятельно мыслить, принимать творческие решения, привлекать детей к совместной работе, к сотрудничеству

3.Творческий этап - закрепление.

Цель: подведение итогов занятия. Задачи:

- получить положительную самооценку детей -осознать и поверить в свои возможности

Этап является подведением итогов работы. Включает в себя принятие участия в выставках и в конкурсах. В своем объединении индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ я провожу с 2005 года и хочется сказать, что есть не плохие результаты. Хочется отметить таких детей, выпускников моего объединения, которые принимали участие в конкурсах и выставках -Анохин Сергей , Королева Дарья,  Тамахина Вера и обучающиеся Ходакова Анжелика, Перушкина Татьяна и Политаева Екатерина неоднократно были награждены грамотами и дипломами Всероссийских, краевых и Международных конкурсов по ДПТ. Не первый год проводятся занятия с группой детей с ОВЗ на базе ГБСУКЦСОН (отделение реабилитации детей с ОВЗ). Не смотря на сложности сданной категорией детей за это время работы мы прошли не малый путь и на будущее с несколькими детьми планируем продолжить индивидуальную работу.

В заключении замечу, что важное значение имеют поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов детей, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.

В условиях творческого объединения «Мастерская Самоделкина» каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности, кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя вносит в жизнь крупицу своего «Я».

Категория: Мои статьи | Добавил: sersh63 (31.08.2020)
Просмотров: 194 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Директор ЦВР
Директор

Ахмедова Людмила Аршавировна

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  






















    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz