Четверг, 25.04.2024, 03:37
Приветствую Вас Гость | RSS

МУДО "ЦВР" г. Зеленокумск

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Как вы смогли бы оценить качество образовательных услуг учреждения?
Всего ответов: 44
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Работа с одаренными детьми на занятиях творческого объединения «Золотые струны» в условиях реализации ФГОС»

Работа с одаренными детьмина занятиях творческого объединения «Золотые струны» в условиях реализации ФГОС

педагог   дополнительного образования

Ирина Васильевна Махно

         Опыт работы с детьми в творческом объединении «Золотые струны» привёл меня к важному выводу, который много лет назад сделал великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете: «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». И как важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От нас, педагогов, много зависит -разовьётся это явление природы или угаснет? Поэтому в своей работе уделяю большое внимание развитию детской одаренности.

       Долгое время одаренность рассматривали, как божественный дар и лишь в середине XIX века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. Ребенок рождается на свет с определенными способностями, задача родителей и педагогов вовремя их заметить и направить его развитие в нужном направлении. Получив от родителей «еще незаполненный сосуд», задачей педагога становится развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка.

Развитие одаренной личности ребенка становится одной из главных задач в системе общего и дополнительного образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиска наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на активный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом. активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Уже создано и применяется множество таких программ, они конкурируют между собой. При этом уделяется особое внимание подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми.

В настоящее время учеными и практиками стала осознаваться необходимость специально организованного обучения одаренных детей и целенаправленной работы по выявлению и развитию их потенциала. В итоге появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, занимающиеся выявлением и развитием одаренных детей (Целевая федеральная программа «Одаренные дети», лаборатория «Психология одаренности» в Психологическом институте РАО и пр.).

Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива обучающихся творческого объединения. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны.

Одним из методов выявления в одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии.

На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одарёнными детьми? Прежде всего, надо постараться создать на занятиях благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на занятиях и вне занятий, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время разминки я предлагаю любому из обучающихся придумать своё упражнение для развития беглости пальцев или техники арпеджио и предложить его исполнить всем детям, находящимся на занятии.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности детей.
Обучающиеся, у которых выявляются ярко выраженные способности к инструментальному или вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем ведется индивидуальная работа по разучиванию и отработке вокальных и инструментальных партий.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Это - одно из условий, которое позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активной музыкально-творческой деятельности, самопознанию.

Для одаренных детей продумываю индивидуальные задания, например: подобрать на гитаре самостоятельно по слуху, то есть без готовых нот и табуляции, песню из разучиваемого репертуара; помочь другим детям разучить эту песню, стараясь доступно объяснить ритмический рисунок боя и т. д.; сочинить собственное вступление к заданной песне; сочинить свою авторскую песню на заданную тематику; пытаться импровизировать во время игры в ансамбле с другими инструментами.

  • В мере свои таланты дети могут показывать на многочисленных концертах на различную тематику, конкурсах, фестивалях. При этом учитываю интересы и уровни дарования каждого обучающегося в объединении. Выступления на сцене позволяют одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем развивать свою одаренность.

В работе с одаренными детьми целесообразны следующие принципы педагогической деятельности:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;

  • принцип свободы выбора обучающимися музыкального материала и репертуара.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

Творчески подходя к развитию музыкальных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

  • одаренности школьников проходит более успешно, если деятельность педагога базируется на основе создания благоприятной психологической атмосферы для всего творческого процесса. Особое внимание уделяется индивидуальным психологическим и возрастным особенностям каждого одаренного обучающегося, подготовке к концертной деятельности; организации самостоятельной творческой работы детей, проведения разъяснительной работы с родителями с целью создания у них адекватного представления о способностях своего ребенка.
  • В своей работе с каждым обучающимся оценивать как положительные, так и отрицательные стороны его личности, его отношения к музыке, его исполнительские качества. Педагогу необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка.

Педагог не только учит петь, играть, но и помогает формированию личности, опираясь на нравственные основные критерии добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, открытость, в сочетании с мастерством сопровождают личность на протяжении всей его жизни.

Необходимо, чтобы дети проявляли самостоятельность, творческую активность, желание оценить творческие находки друг друга.

Педагогу для работы с музыкально одаренными детьми нужно обладать следующим комплексом качеств:

- личностные (позитивная «Я-концепция», целеустремленность, зрелость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность, общительность, тактичность);

- профессиональные (знания и умения, помогающие развитию одаренности каждого ученика с учетом индивидуальной психолого-педагогической характеристики); разработка специальных учебных программ, оценка результатов обучения, консультативное обучение детей и родителей);

- поведенческие (умение создать творческую атмосферу, педагогическая техника, форма поведения педагога).

Для того чтобы педагог смог осуществить педагогическую поддержку, он должен иметь особую подготовку, включающую в себя:

- представление о том, что такое музыкальная одаренность и музыкально одаренный ребенок;

- в чем особенность развития одаренных детей;

-разработка и апробирование приемов педагогической поддержки - путь решения проблем музыкально одаренных детей разного характера (проблемы обучения, общения, развития, поведения, проблем мировосприятия и др.).

Особенности школьника содержат огромный потенциал для развития музыкальной одаренности. Это эмоциональность и высокая восприимчивость; преобладание чувственного восприятия, наглядно-образного мышления и одновременно формирования абстрактного; активность ребенка; становление его субъектом разнообразных видов человеческой деятельности; стремление к самореализации; выделение собственного «Я».

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования исполнительских успехов во время борьбы со “звездностью”.

Говоря о развитии и обучении музыкально одаренных детей, нельзя не остановиться на вопросе исполнительского репертуара. Он должен быть интересен, ярок и соответствовать возрасту и вокальным и исполнительским данным ребенка, а так же отвечать высоким нравственным идеалам.

Предлагая юному таланту произведения гораздо сложнее его уровня исполнительства, мы предоставляем ему возможность добиться результативности очень усердным трудом. Если не прикладывать никаких усилий, данные от природы способности просто не будут проявляться и не будут развиваться.

Одаренные дети с огромным желанием и удовольствием принимают участие в концертах и различных конкурсах. Порой стремление к победе оказывается настолько сильным, что даже ленивый обычно ребенок демонстрирует небывалое вдохновение. Чувство победы позволяет ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности.

  • хвалить детей даже за самые незначительные достижения, если они требовали времени и усердия.

Участие в конкурсах вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Творческие соревнования мотивируют детей. Возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы, в необходимости которой детей не всегда легко убедить. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состязании.

Конкурсная деятельность имеет определенные преимущества перед другими способами личностной самореализации. Подготовка и участие в конкурсе интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает конкурсантам через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества воспитанники учреждений дополнительного образования развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Музыкальный конкурс содержит в себе потенциальные возможности для саморазвития, качественного совершенствования личности.

Творческие конкурсы повсеместно играют видную роль в деле выявления молодых талантов. Конкурс призван открыть талант и дать ему дорогу в жизнь.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Руководители творческого музыкального объединения учреждений дополнительного образования, приступая к организации работы с одаренными детьми оказываются перед рядом проблем:

- выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

- подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;

- актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой.

  • способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.
  • постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностики. Диагностика музыкальных способностей, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого обучающегося и соответственно корректировать содержание занятий объединения.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

  • материал, предлагаемый одаренным детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Содержание работы творческого объединения «Золотые струны» не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы руководитель объединения, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований.

Известный музыковед Г. Ганзбург условно разделил родителей на 4 группы, в зависимости от их отношения к обучению музыке своих детей:

1. Родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, связанные с музыкальным обучением, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил». В этом случае родители как раз и выступают в роли медведя, наступая на уши собственным детям, лишая их музыкального образования.

2. Родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к искусству и обучают детей из соображений престижа.

3. Родители - максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не суждено быть профессиональным музыкантом, занятия музыкой прекращают.

4. И, наконец, идеальный случай, когда родители не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки и потому для педагога взаимодействие с такими родителями — наилучший вариант. Серьезное отношение таких родителей к обучению отражается на серьезном отношении к домашним занятиям у детей. Объективная требовательность, помощь в решении организационных вопросов, готовность в любой момент поддержать начинания ребенка и разделить с ним неудачу и успех - эти качества родителей в совокупности с профессионализмом и творческим энтузиазмом педагога служат залогом развития и становления музыкальности детей. Их достижения разве не есть педагогическое счастье?

Организация конкурсного движения является одной из составляющих в системе поддержки одарённых детей наряду с их привлечением к активной концертной деятельности.

В творческом объединении «Золотые струны» Центра внешкольной работы» организована работа с музыкально одаренными детьми по обучению игре на гитаре, других музыкальных инструментах по необходимости, вокалу, игре в вокально-инструментальном ансамбле.

Задача педагога - развивать у обучающихся творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении и игре на инструменте.

Практика обучения игре на гитаре в творческом объединении показывает, что музыкально одаренные дети не просто готовы к дополнительной индивидуальной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Все достижения моих воспитанников я загружаю на сайт http://nsportal.ru/. на свой мини-сайт, активно общаемся с ребятами в vk.com, вместе подбираем репертуар для работы. Готовим проекты – сочиняем стихи и музыку – получаются песни, снимаем фото и видео на эту тему. Выступаем на мероприятиях ЦВР, общеобразовательных школ, предприятиях и организациях города, конкурсах, показывая свою работу. Мы начали не так давно заниматься такими проектами и материал нарабатываем. Главное, дети заинтересованы, проявляют себя творчески и само реализовываются в таких проектах, не останавливаясь на достигнутом, ставят всё новые и новые цели. И я в этом вижу свою большую роль – роль педагога, показывая дорогу, освещая и зажигая новые звёзды.

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: sersh63 (27.03.2019)
Просмотров: 332 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Директор ЦВР
Директор

Ахмедова Людмила Аршавировна

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  






















    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz