Пятница, 29.03.2024, 04:59
Приветствую Вас Гость | RSS

МУДО "ЦВР" г. Зеленокумск

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Как вы смогли бы оценить качество образовательных услуг учреждения?
Всего ответов: 44
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Преемственность музыкального воспитания в детском саду и учреждениях дополнительного образования детей»

Выступление на районном МО музыкальных руководителей дошкольных учреждений на тему:

«Преемственность музыкального воспитания в детском саду и учреждениях дополнительного образования детей»

 педагог дополнительного образования

Ирина Васильевна Махно

Актуальность данной темы предопределена практикой работы с детьми дошкольного и школьного возраста (обучающимися ЦВР).

В своей профессиональной деятельности у меня была возможность совместить работу музыкального руководителя детского сада, преподавателя детской музыкальной школы и педагога дополнительного образования центра внешкольной работы. Это сочетание позволило сделать однозначный вывод: музыкальным воспитанием ребенка надо заниматься с 2–3 лет, оно должно носить планомерный, последовательный, непрерывный характер. К сожалению, редко когда музыкальное образование в музыкальной школе и в музыкальном кружке Центра внешкольной работы строится на базе полноценной подготовки, проведенной в детском саду.

  • сфере работы с детьми в дошкольных учреждениях, а также с учениками общеобразовательных, детских музыкальных школ и с обучающимися дополнительных образовательных учреждений проводились и проводятся исследования.

Музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране

начинается с самого раннего возраста – в яслях, детском саду и продолжается в школе, а также в учреждениях дополнительного образования детей. Перед органами образования стоит важная задача – создать наиболее благоприятные условия для всестороннего музыкально-эстетического воспитания детей.

В беседе с молодежью Д.Шостакович сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы

воспитания детей в современном обществе. Приобщение детей к музыке – один из важнейших путей эстетического воспитания, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства человека, а через чувства – и на его отношения к окружающим явлениям.

Выполнение этой задачи во многом зависит от создания единой системы эстетического воспитания в первых звеньях народного образования – в детском саду, начальных классах школы и в учреждениях дополнительного образования детей. За период пребывания в дошкольном учреждении, т.е. к семи годам, дети проходят значительный путь музыкально – эстетического развития.

Школа и учреждения дополнительного образования детей заинтересованы в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно будет продолжать дальнейшее целенаправленное, систематическое музыкально-эстетическое воспитание детей.

Естественно, возникает необходимость преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей подготовительной группы детского сада и 1 класса общеобразовательной школы, а также музыкальных школ, музыкальных кружков или творческих объединений.

Требование преемственности воспитательного процесса имеет научное обоснование в учении И.П. Павлова о динамическом стереотипе. Согласно этому учению вновь образуемая временная связь, или условный рефлекс, не только возникает в тесной связи с ранее образованными временными связями, но и качественно их перестраивает содействуя их дифференциации, обобщению, и составляет единую сложную систему. Поэтому в процессе развития ранее приобретенное не только не утрачивается, а, вступая в систему новых связей, укрепляется, обобщается и создает условия для быстрого образования новых рядов ассоциаций, которые составляют одну из основ умственной деятельности и создают условия для преемственности в развитии и углублении знаний.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Однако только музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Она является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу владения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроение.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и в жизни. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, поэтому словарный запас детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.

Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии также предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что также влияет не только на музыкальное, но и общее развитие ребенка.

Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка.

Однако хочется отметить, что музыкальные способности проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на втором году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это и свидетельствует о музыкальности. Именно в это время уже можно с этого возраста готовить к поступлению в музыкальную школу.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуков. С двух лет надо с детьми прислушиваться к голосам людей и очень важно среди всех голосов научиться слышать собственный голос. На прогулке прислушиваться к голосам птиц и животных, таинственным шорохам листьев и завыванию ветра. В более старшем возрасте делиться впечатлениями от услышанного. Из умения слышать и рождается музыкальность.

В музыкальном воспитании ребенка выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности.

Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и в игре на музыкальных инструментах.

Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

В раннем детском возрасте, когда ребенок еще не способен осуществлять указанные виды музыкальной деятельности в полном объеме, его музыкальное образование, прежде всего, строится через восприятие музыки как таковой. Восприятие музыки детьми этого возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Можно даже с некоторой долей условности сказать, что в этом этапе развития ребенка как личности восприятие музыки осуществляется через врожденные инстинкты, заложенные на генном уровне и приобретенные с песней матери навыки. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок учится воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с явлениями из окружающей его жизни, определять характер произведения.

Если же окружающая ребенка среда лишена музыки, связанного с нею эмоционального фона, может произойти формирование негативного отношения ребенка к музыке вообще, и уж точно – к серьезной музыке. Поэтому так важно в период жизни ребенка от 2 лет, когда он начинает посещать детские дошкольные учреждения, не упустить прекрасную возможность заложить в ребенке основу его дальнейшего развития как личности, что включает в себя составным элементом – развитие музыкальных способностей, любви к музыке, искусству в целом.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если ребенок обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому так часто малыши требуют повторить произведение несколько раз. И тогда восприятие произведения становится более осмысленным и прочувствованным.

Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки. Дети готовы с удовольствием слушать старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта и музыку других композиторов, поэтому так легко с такими детьми заниматься в музыкальной школе. Они умеют внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до ее завершения, охватывают слухом звук за звуком. Если на втором году жизни дети слушают небольшие музыкальные произведения и больше вокальные, то к пяти годам они уже готовы к прослушиванию крупных музыкальных произведений. В музыкальный репертуар для слушания в детском саду надо включать произведения разных эпох, стилей, отвечающие двум ведущим принципам: высокой художественности и доступности. Большое предпочтение отдается сказке: сказке в опере и сказке в балете.

Но наиболее близко и доступно детям – это пение. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. А сколько дети получают удовольствия от пения? Так знакомые и любимые песни они могут исполнять множество раз и в любое время. Обучать ребенка пению лучше всего, используя свой собственный голос. Слушая песню, малыш начинает подпевать, старательно подражая моим интонациям голоса. Для распевок очень хорошо вводить “Музыкальную лесенку”, которую желательно пропевать от разных ступенек, “Птица и птенчики” и др. В пении важно научить ребенка слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторения упражнений. Поэтому на музыкальных занятиях в детском саду, проводя занятия с детьми так необходимо и важно систематически при освоении нового музыкального материала, возвращаться к старому, уже пройденному, повторять, производить анализ и взаимосвязь старых и новых знаний. Навыки и умения, закладываемые в детей на таких занятиях, в последующем пригодятся им на занятиях в музыкальной школе, где в целом применяются те же подходы в разучивании новых произведений.

В детском саду при обучении игре на детских музыкальных инструментах многие музруководители обучают детей нотной грамоте и пению по нотам, что помогает детям в дальнейшем при обучении игре на инструменте в музыкальной школе и на музыкальном кружке в учреждениях дополнительного образования.

Как показывает моя практика, знание нот очень помогает дошкольникам в формировании эстетических вкусов и предпочтений. Но бывает так, что у некоторых детей нотная грамота отбивает интерес к музыкальным занятиям, но в основной массе это – редкое исключение. Все-таки, очень многое здесь зависит от того, как “преподнести” нотную грамоту детям. Наше время – время ускорения, явило на свет много эффективных методик развития малыша: логика, чтение, письмо, математика – всему этому теперь дети учатся в раннем возрасте! А если ребёнок в таком возрасте может читать и считать, то он сможет освоить и музыкальную грамоту. Но идеально – с 4–5-ти лет, так как в этом возрасте с ним уже можно говорить не только на языке образов, но также вводить абстрактные понятия, что чрезвычайно важно при изучении многих музыкальных явлений.

Существует много методик преподавания нотной грамоты маленьким детям. Они, как правило, ориентированы на развитие музыкальных способностей, на приобретение навыков игры на музыкальных инструментах, а также на овладение определённой суммой знаний по теории музыки. Другими словами, они готовят малыша к “взрослой музыкальной жизни”.

Для дальнейшего обучения в музыкальной школе или в музыкальном объединении ЦВР уже с детского сада музыкальный руководитель решает такие задачи как:

- выявление и развитие музыкальных способностей у детей в детском дошкольном учреждении;

- развитие стремления личности к познанию и творчеству;

- удовлетворение индивидуальных и образовательных потребностей детей;

- приобщение к культурным ценностям;

- адаптация к жизни в обществе;

- увеличение занятости детей в свободное время;

- поддержка и развитие талантов;

- обеспечение тесной связи родителей и детей в учебном процессе.

В дальнейшем при поступлении ребенка в музыкальную школу или музыкальное объединение центра внешкольной работы педагоги, соответственно продолжают решать следующие задачи музыкального воспитания обучающегося:

- помочь родителям выявить музыкальные способности детей;

- сформировать первичные музыкальные знания и организовать подготовку детей к поступлению в детскую музыкальную школу;

- научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку;

- развить познавательный интерес у детей;

- развить личность ребёнка, его активность, самостоятельность;

- создать на занятиях комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности;

- формировать у ребёнка специальные знания, умения;

- привить аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту;

- организовать индивидуальную работу с одарёнными детьми.

Хочется отметить еще одно важное обстоятельство. Типовые требования по приему детей в детскую музыкальную школу предполагают проведение набора на основе конкурса, что в той или иной степени связано со стрессовыми ситуациями, переживаниями детей и их родителей и часто не позволяет детям проявить свои способности, показать их в полной мере. Дети, которые успешно занимаются музыкальной деятельностью в детском саду, без труда сдают вступительные экзамены и “плавно” продолжают обучение в школе, что позволяет избежать указанных негативных моментов. За время первичной подготовки дети в детском саду, как правило, уже умеют показать весь спектр своих музыкальных способностей, включающих и элементарное музицирование.

Как известно, воспитание и развитие детей на каждой возрастной ступени имеет своеобразие, которое определяется задачами, содержанием, методами воспитания и обучения, возрастными особенностями детей. Вместе с тем каждая ступень преемственно включает в обобщенном виде то, что создано предшествующим этапом обучения. Важно и. то, что каждая ступень воспитания перспективно включает в себя элементы того нового, что характерно для последующей ступени. Поэтому, например, детский сад, решая свои задачи музыкального воспитания, перспективно готовит детей к урокам музыки в школьных и внешкольных образовательных учреждениях, а школа преемственно принимает все то положительное, что приобрели дети в процессе музыкального воспитания в детском саду.

Анализ психологической и педагогической литературы по вопросам преемственности обучения и воспитания и опыт работы позволяет предположительно рассматривать преемственность музыкального воспитания детей 6-8 лет как: систематичность расположения музыкально-педагогического материала; взаимодействие старых (имеющихся) и новых знаний, умений, навыков; последовательность роста педагогических требований ко всему учебно-воспитательному процессу (и в детском саду, и в школе, и в учреждениях дополнительного образования).

Сложность и многогранность процесса музыкально-эстетического воспитания и развития предполагает наличие разных путей осуществления преемственности. Мы выделяем здесь, на наш взгляд, основной вопрос, который определяет музыкальное воспитание и развитие ребенка. Это вопрос о развитии музыкальности детей в процессе обучения различным видам музыкальной деятельности.

Основные перспективные линии преемственности предполагается устанавливать и рассматривать в процессе обучения на музыкальных занятиях в детском саду и на занятиях в музыкальном кружках, на уроках музыки в школе.

Необходимо подчеркнуть, что все разделы музыкально-воспитательной работы на занятиях (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения) тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и находятся в единстве.

Музыкальное воспитание в детском саду и в школе – один из путей формирования гармонически развитой личности. Поэтому задачи музыкального воспитания детей находятся в единстве с нравственным, умственным, физическим и эстетическим воспитанием.

Выполнение этих задач будет наиболее успешным в том случае, если эта работа проходит в условиях систематического, целенаправленного воздействия педагога на детей в процессе их обучения.

В процессе обучения детей наиболее полно развиваются их музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, формируется художественный вкус. Так создаются возможности для более глубокого восприятия музыкальных произведений, лучшего исполнения их и воздействия музыки на детей.

Как показывает опыт работы, преемственность задач, содержания, методов и приемов музыкального воспитания в подготовительной группе детского сада, в 1 классе школы и в учреждениях дополнительного образования создает благоприятные условия для интенсивного музыкально-эстетического развития детей.

Преемственность в обучении пению на основе осознания звуковысотности и длительности звуков, понимания графической записи песен, приобщения детей к пению по нотам, систематического использования движений дает возможность добиться у всех детей этого возраста надлежащего развития музыкального слуха, в первую очередь навыка чистого интонирования.

Овладение детьми основными певческими навыками (дикция, дыхание, звукообразование, строй, ансамбль), конечно, в силу их возрастных

возможностей, способствует эмоциональному, выразительному и правильному пению. А это обеспечивает воспитательное воздействие песен на детей. Только качественное исполнение песни может доставить эстетическое наслаждение.

Преемственность песенного репертуара, использование игры на детских музыкальных инструментах и пение под аккомпанемент способствует широкому проникновению песни в быт ребенка. Игра в детском оркестре позволяет получить начальные навыки игры на инструментах и в дальнейшем, помогает овладеть игрой на каком-либо музыкальном инструменте, в частности, игрой на шестиструнной гитаре. Коллективное пение сплачивает детей, повышает чувство ответственности друг за друга, они становятся более собранными, внимательными. Получив вокальные навыки в детском саду, дети продолжают вокальное образование на уроках музыки в школе и в музыкальных кружках центра внешкольной работы.

Преемственность в слушании музыки на основе расширения и углубления возможностей ее восприятия детьми 6-8 лет за счет повторного слушания ознакомления с произведениями народной, классической и современной музыки развивает общую музыкальность детей, расширяет их музыкально-эстетический кругозор, формирует художественный вкус.

Повторное слушание некоторых музыкальных произведений из программы подготовительной группы детского сада в школе и в музыкальных кружках учреждений дополнительного образования способствует более глубокому осознанию музыки, ее характера, выразительных средств, обогащает музыкальные впечатления детей.

Преемственность в слушании музыки создает, таким образом, возможность более интенсивного развития музыкальных способностей. Дети более эмоционально воспринимают музыку, у них укрепляется любовь и интерес к ней.

Преемственность в использовании музыкально-ритмических движений, как самостоятельного раздела и как вспомогательного средства при пении и слушании музыки способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, навыков ее восприятия, слухового внимания, основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и музыкально-ритмического чувства.

Движения, сопровождающие пение развивают мелодический слух и ритмический слух детей. Движения, сопровождающие слушание музыки, способствуют более глубокому осознанию художественного образа произведений, общего характера музыки, ее выразительных средств.

Использование музыкально-ритмических движений в хороводных песнях усиливает воспитательное воздействие произведений народного творчества, углубляет чувства, вызванные этими произведениями.

Участие в несложных массовых танцах способствует развитию у всех детей двигательно-ритмических навыков, развивает навыки коллективной музыкальной деятельности, согласованности движений.

Систематическое музыкально-эстетическое воспитание детей на основе преемственности способствует их общему развитию и воспитанию.

У ребят более интенсивно развивается память, мышление, чувства и воображение. Более осознанными становятся волевые качества учащихся – умение преодолевать трудности, целеустремленность, выдержка, работоспособность, дисциплинированность. Эти качества помогают ребятам быстро ориентироваться в новом материале, применять имеющиеся знания, хорошо усваивать трудные разделы в процессе обучения.

Таким образом, последовательное и систематическое музыкальное воспитание детей старшего дошкольного и младшего, а затем среднего и старшего школьного возраста на основе преемственности способствует не только музыкальному, но и моральному и интеллектуальному их развитию.

Рассматриваемая методика преемственности обучения детей предполагает работу педагога с детьми как в дошкольном учреждении, так и в детской музыкальной школе, а также на занятиях музыкального кружка центра внешкольной работы. Эта методика достаточно условно может быть охарактеризована как 5-тиуровневая система обучения:

I уровень – вводный период. В этот период путем ежедневного наблюдения среди детей детского сада производится отбор детей, имеющих склонности и способности к музыкальному образованию. Начинается обучение с большим количеством детей в детском саду. “Первичные” данные, т. е. музыкальный слух, память и ритм - безусловно, необходимы, но так как выявление их происходит с самого юного возраста детей, избранная методика позволяет развивать и совершенствовать эти данные, а позднее – приступать к обучению игре на музыкальных инструментах.

II уровень – проводится в средней и старшей группе детского сада и включает обучение детей азам музыкальной грамоты, и элементарному музицированию с целью подготовки их к поступлению в музыкальную школу или музыкальный кружок.

III уровень – 1–4-е классы ДМШ или полный курс по программе музыкального объединения центра внешкольной работы. Все обучающиеся получают основной, базовый компонент знаний. В 4-м классе становится ясно по развитию обучающегося, будет ли он продолжать дальнейшее обучение в системе среднего специального образования (музыкальном училище)

IV уровень – 5–7-е классы. Профессиональное обучение.

V уровень – 8-й класс. Работа с детьми с целью непосредственной подготовки в музыкальное училище.

В результате преемственности работы музыкального руководителя детсада и педагогов дополнительного образования формируются и развиваются музыкальные способности детей дошкольного периода и обучающихся музыкальной школы или музыкального кружка. За время обучения в младших классах музыкальной школы ученики приобретают умения свободно читать с листа музыкальные произведения, подбирают по слуху понравившуюся мелодию, имеют хороший музыкальный вкус, свободно поддерживают беседы на музыкальные темы. Нужно привить ученику любовь к музыке, научить воспринимать музыкальные произведения во всём их многообразии, глубине, красоте. В процессе творческой деятельности развиваются такие ценные качества как воображение, мышление, увлечённость, трудолюбие, самостоятельность, активность.

Начальное обучение игре на любом музыкальном инструменте имеет свои специфические особенности. Работая с детьми, педагог приступает к возведению музыкального фундамента, качество которого определяет ход дальнейшего обучения, т. е. ближайших лет занятий, что может отразиться и на всём будущем обучающегося. Будет ли ученик продолжать занятия в профессиональном плане или музыка, не став его специальностью, просто обогатит его жизнь – в первые годы занятий не имеет значения. Прежде всего, надо поддерживать интерес ребенка к музыке, уметь пользоваться натуральной детской любознательностью, руководить ею, направлять ее и обучать многому и очень многому. Продолжать обогащать и развивать музыкальные впечатления.

Особое внимание в подготовке учащихся уделяется одаренным детям, тем из них, кто хочет продолжить дальнейшее обучение по специальности, избрать служение музыке своей профессией.

Далеко не каждый из детей, обучающийся игре на музыкальном инструменте, станет музыкантом, но у обучающегося формируется сознательное отношение к музыке и исполнительскому мастерству, укрепляется вера в собственные музыкальные способности и возможности, желание совершенствоваться.

Таким образом, преемственность музыкального воспитания в подготовительной группе детского сада и в учреждениях дополнительного образования детей является основным условием наиболее интенсивного музыкально-эстетического развития детей.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: sersh63 (27.03.2019)
Просмотров: 802 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Директор ЦВР
Директор

Ахмедова Людмила Аршавировна

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  






















    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz