Четверг, 28.03.2024, 16:36
Приветствую Вас Гость | RSS

МУДО "ЦВР" г. Зеленокумск

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Как вы смогли бы оценить качество образовательных услуг учреждения?
Всего ответов: 44
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование регионального компонента в творческом объединении «Чудеса своими руками»

Использование регионального компонента в творческом объединении «Чудеса
своими руками»

                                                                                                        Педагог дополнительного образования                                                                                                                    Еременко Марина Николаевна                                      

   Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства своей страны.Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становиться задачей государственной важности. Основополагающим фактором является национально- региональный компонент.

   Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения.

    Редко, кто склонен знакомиться с прошлым родного края. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.

    Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

    Ставропольский край  – это особый культурный регион России, со своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего.

Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс творческого объединения «Чудеса своими руками».Среди направлений  авторской образовательной программы  «Чудеса своими руками» важное место занимает региональный компонент. В программу гармонично вписан  краеведческий материал: «Красная книга Ставропольского края», «Птицы нашего края», «Эти удивительные бабочки», «Видовое разнообразие бабочек Ставропольского края», «Травы нашего двора», «Кисловодский фарфор», «Легенды Кавказа», «Зеленокумск», «Православная история города Зеленокумска», «Край целебных вод», «Информационная подборка о породах и мастях лошадей Ставропольского края», «Природа Ставрополья», «Цветы вокруг нас», и др.

Введение регионального содержания в программу предоставляет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями родного края и свершениями знаменитых соотечественников.В работе с детьми при ознакомлении их с Малой Родиной передо мной  стоят следующие задачи:

-воспитание достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину, свой край, город, где он
родился и живёт;

-формирование бережного отношения к историческому наследию нашего народа;

-воспитание уважения к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

-развитие  интереса к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;

-формирование бережного отношения к природе;

- через выполнение творческих работ - воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, умения видеть и понимать
красоту родной природы, формирования эстетических чувств.

С первого года обучения  в объединении  начинается  приобщение детей к истокам народного творчества Ставропольского края  и носит систематический целенаправленный характер.

 В течение всего курса обучения (5 лет)  знакомлю обучающихся с национальными и региональными промыслами, а также с некоторыми обрядами, песнями, легендами Пятигорья.

Знакомство  обучающихся с традициями, различными видами народного искусства и ремёсел, оформлением жилища, национальной кухней способствует развитию интереса к истории своего народа, связи поколений.

 На занятиях мои воспитанники изучают образцы декоративно-прикладного искусства родного края, ищут новые средства  выразительности  повторить то или иное изделие.

  Для реализации регионального компонента в объединении мною подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, легенд), журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов  Северного Кавказа и Ставропольского края, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей родной природы, альбомы для рассматривания, открытки, диск с песнями о Ставрополье, аудиозаписи «Голоса птиц», «Звуки окружающего мира», «Звуки природы» и др.

Актуальность  регионального компонента  неоспорима. Особенно привлекательной считаю тему родных пейзажей в картинах из песка в разделе авторской образовательной программы - «Аппликация с использованием различных природных материалов». Большое внимание уделяется выполнению песочных аппликаций изображению  пейзажей  нашего края, видам, архитектурным сооружениям и достопримечательностям родного города, края. Тематика картин из песка разнообразная,  ребята выполняют картины из песка: «Мой родной город», «Родные просторы», «Седой Кавказ»,
«Приэльбрусье», «Хлебосольное Ставрополье», «Край целебных вод» «Городской мотив», «Мой любимый город», «Яркие краски сада», «Легенды Кавказа» , « Пейзажи родной природы»и др.

 Итогом такой работы является мини-выставка картин «Как дорог мне мой город милый». Такая тематика  требует длительной, кропотливой предварительной работы: беседы, экскурсии по городу, посещение музеев, выставок, концертов, творческие встречи с известными людьми родного города.

В процессе работы, над очередным  пейзажем родного края обучающиеся просматривают тематические папки с изображениями  пейзажей Ставрополья и Северного Кавказа, подбирают  образцы песка, а  Ставропольский край оказался неисчерпаемым источником сыпучей палитры. Только на берегах реки Кумы нашего города находится
множество песка разнообразного цвета и фактуры. В начале учебного года  на протяжении уже многих лет  песочная палитра  пополняется очередным песком нового оттенка. Ребята вместе со своими  родителями собирают этот материал и везут со всех уголков нашего региона.

             Такой  метод знакомства с родным городом и краем повышает познавательную и эмоциональную активность детей.Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения моих педагогических задач.Региональный компонент нашел своё отражение и в другом  не менее интересном разделе моей программы- «Русские народные художественные промыслы».

Формирование у детей основ целостной эстетической культуры невозможно без развития исторической памяти. Огромная роль в этом развитии принадлежит декоративному народному искусству, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народами формы эстетического отношения к
миру.

            После ознакомления с  такими народными промыслами  Ставропольского края как  резьба по дереву,  обработка металла (ковка, литьё, чеканка и др.), керамика, фарфор, фаянс обучающиеся создают яркие, красочные эскизы
предметов быта по мотивам орнаментов и увиденных узоров.Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости у ребят. Примером досуговой формы работы с обучающимися  по изучению регионального компонента  являются познавательные посиделки, беседы  с чаепитием или элементами театрализации, встречи с известными людьми нашего города.

Каждый год, весной, обучающиеся объединения принимают активное участие на «Фестивале национальных культур». Ребята выставляют свои лучшие работы по декоративно-прикладному творчеству.Хочется отдельно сказать о теме Великой Отечественной войны. Она отражена во многих картинах из песка и рисунках, выполненных в технике «Гратаж».По мотивам книги» о юных патриотах Ставрополья  писательницы Людмилы Ивановны Харченко «Шел ребятам в ту пору» выполнена серия работ: «Вовкина гора», «Поклонись подвигу», «Шел ребятам в ту пору…», «Память». Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса по включению регионального компонента  позволяет делать  мою работу интересной и эмоционально-насыщенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

Категория: Мои статьи | Добавил: sersh63 (28.10.2013)
Просмотров: 1601 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Директор ЦВР
Директор

Ахмедова Людмила Аршавировна

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  






















    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz