Четверг, 25.04.2024, 08:19
Приветствую Вас Гость | RSS

МУДО "ЦВР" г. Зеленокумск

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Как вы смогли бы оценить качество образовательных услуг учреждения?
Всего ответов: 44
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Эмоциональная культура педагога, как показатель профессиональной компетенции. Мастерство и культура педагогического общения.

Эмоциональная культура педагога, как показатель профессиональной компетенции. Мастерство и культура педагогического общения

 

Педагог дополнительного образования МУДО «ЦВР»

Галина Юрьевна Дорожко

 

Важнейшим элементом профессионального мастерства учителя является устная речь, которая служит средством педагогической деятельности.

Речь деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива или для обращения к самому себе.

Речь педагога служит не только решению учебных задач. Речевое воспитание ведется непрестанно, так как педагогу стремятся подражать обучающиеся. Искусство воспитания прежде всего включает в себя искусство владения словом. Вот почему и сегодня актуальны слова К.Д. Ушинского: “Искусство классного рассказа встречается в преподавании не часто не потому, что это редкий дар природы, а потому, что и даровитому человеку надо немало потрудиться, чтобы выработать в себе способности вполне педагогического рассказа”. Во многом этот недостаток в деятельности педагога объясняется тем, что вооруженный теоретическими знаниями и основами методик, он не обладает педагогической техникой, важной составной частью которой является речь.

Культура речисоответствие речи требованиям, предъявляемым к языку в определенный исторический период.

Для формирования коммуникативных умений необходимо знание сущности языка и речи как средств общения, знание особенностей восприятия звучащей речи, а также знание строения голосо-речевого аппарата человека и средств его развития. Я.А. Коменский считал, что педагог должен владеть словом в такой степени, которая обеспечивает полное внимание со стороны учеников. Язык педагога, по его мнению, должен быть точным и ясным, выразительным и ярким.

Не секрет, что иной хорошо знающий свое дело педагог превращается в скучного ментора, способного усыпить обучающихся. Знание основ искусства речи, приемов ораторского мастерства помогает учителю говорить ясно, понятно, образно, воздействовать не только на умы, но и на чувства слушателей.

Подходя с этой точки зрения к педагогической деятельности, следует отметить, что для учителя очень важно уметь облечь свои мысли в надлежащую форму, то есть знать не только то, что он должен сказать, но и то, как он должен выступать перед детьми. Важно, чтобы педагог говорил своим языком, искал свой стиль речи, свои средства убеждения, свои приемы ораторского искусства.

Речь служит не только одним из важнейших показателей духовного богатства педагога, его культуры мышления, но и является могучим средством формирования личности. В.А. Сухомлинский называл речевую культуру “зеркалом духовной культуры человека и важнейшим средством облагораживания его чувств и мыслей”.

Культура речи, закрепляя навыки развертывания речевого высказывания в соответствии с нормами литературного языка, одновременно формирует у педагога умение отбирать и использовать те языковые средства, которые необходимы ему для достижения цели в каждой конкретной ситуации.

В понятие культуры речи прежде всего входит ее лексическая культура, которая определяется богатством словаря. Известно, что если человек владеет достаточным запасом слов, его речь будет правильной, точной. Поэтому богатый словарный запас – это первый, неотъемлемый признак высокой культуры речи и языка вообще.

Однако богатство языка определяется не только количеством слов, но и полисемией –наличием различных, но в какой-то мере связанных смыслов и значений одного и того же слова. Полисемия дает возможность выражать разнообразные мысли и чувства. Поэтому следует быть очень внимательным к словам и выбирать самые нужные и подходящие, чтобы достичь точности – второго важнейшего признака культуры речи. Нужно постоянно заботиться о том, чтобы каждое слово употреблялось в свойственном ему значении, так как лишь точная речь может быть убедительной и действенной.

Значение умения пользоваться всеми богатствами речи в работе педагога очень велико. Дети надолго запоминают не только слова любимого педагога, но и интонации его голоса, тон, жесты, образные сравнения, которыми сопровождалась его речь. В памяти надолго остаются голос педагога, особенности его речи, манера обращаться к ребятам, задавать вопросы и отвечать на них. Речь опытного педагога вызывает доверие. К сожалению, столь же надолго может запомниться и другое – безапелляционность, назидательность, громкий неприятный голос, авторитарная требовательность, жесткость тона оценок и замечаний. Как же научиться пользоваться выразительностью речи и избегать возможных ошибок?

Речь педагога рассматривается как важный элемент педагогического мастерства. К ней предъявляются и общекультурные, и профессиональные, педагогические требования. Он несет ответственность и за содержание, и за последствия своей речи, как устной, так и письменной. Можно выделить ряд характеристик речи педагога:

Содержательность речи педагога –объем выраженных мыслей, зависящий от подготовленности учителя.

Понятность речи –избирательный отбор материала, доступного ученикам.

Выразительность речи –эмоциональная насыщенность, обеспечивающаяся интонацией и смысловыми акцентами.

Действенность речи –влияние на мысли, чувства, поведение с учетом индивидуальных особенностей слушателей.

Устная речь существует в двух разновидностях – монологической и диалогической. Наиболее распространенными формами монолога являются: рассказ, лекция, комментарий, толкование, развернутые оценочные суждения. Диалог происходит в беседах с учениками, в обсуждении.

И устная, и письменная речь педагога должна соответствовать определенным требованиям:

– Правильность речи – соответствие речевым нормам современ­ного русского литературного языка, точность словоупотребления. Предложения должны быть построены синтаксически правильно, что ускоряет усвоение услышанного.

Согласование падежных окончаний с числительными, предлогами, употребление инфинитивов не должно вызывать трудностей ни при написании, ни при произнесении. Правильное словоупотребление и произношение – одно из условий профессиональной компетентности педагога. Дети немедленно и очень бурно реагируют на ошибки произношения, что является серьезным препятствием на пути мыслей педагога к сознанию учеников. Чтобы избежать ошибок в произношении и ударении, нужно чаще обращаться к справочникам и словарям. Хорошо помогает и разговорная практика, когда педагог пересказывает содержание книг, кинофильмов, разговаривает с людьми высокого уровня культуры.

Богатство речи. Для того чтобы найти путь к умам учащихся, педагогу необходимо умение доходчиво и в то же время ярко и впечатляюще выразить любую мысль. “Пусть не мысль ваша, – писал известный своим красноречием русский адвокат А.Ф. Кони, – ищет слова и в этих поисках теряет время и утомляет слушателей, пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят пред вашею мыслью в полном ее распоряжении”.

Богатство речи определяется прежде всего активным и пассивным словарным и фразеологическим запасом человека, а также стилистической гибкостью при пользовании этим запасом. Но учителю нельзя забывать и об особенностях восприятия и словарного запаса учеников. Все вновь вводимые слова и обороты необходимо объяснять и приводить примеры их использования.

Краткость и лаконичность. Умение освободить речь от лишних слов, от “воды” со времен Цицерона считалось величайшим достоинством оратора. Ненужные слова, слова-паразиты, небрежные формулировки, неоправданные повторения и отступления засоряют речь, лишают ее живости и естественности. Ученики теряют мысль учителя. Столь же плохо и пустословие учителя, когда за внешней гладкостью слов не видно смысла. Но лаконичность и смысловая наполненность речи учителя должна быть разумной и зависеть от возможностей учеников. В случае непонимания повтор не будет многословием, умелое повторение смысла сказанного разными словами – достоинство педагога.

Ясность и точность. Ясность речи педагога – это умение найти словесную форму, доступную детям. Она во многом зависит от того, насколько педагог знает коллектив – его уровень развития, особенности восприятия и мышления. Простота и ясность не столько плод импровизации, сколько результат большого труда педагога. За ними стоит проникновение педагога в сущность явления (как говорят студенты: “Три раза рассказал, – сам все понял”), умение все рассказать “своими словами”, ярко представлять явление или событие. Поэтому между простотой и богатством содержания и выразительностью нет противоречия. Простота – это умение доходчиво говорить о важных и сложных вещах.

Эмоциональность. Эмоциональность – это не “украшение”, а необходимый рабочий элемент речи педагога. Она естественна потому, что цель работы педагога – не только выразить мысль или пересказать учебный материал, но и наилучшим образом воздействовать на группу с тем, чтобы материал был понят и усвоен. Умело построенная речь будит мысль, заставляет думать и стимулирует определенные эмоции.

Эмоциональность – мощный стимулятор в любом виде человеческой деятельности. Она изменяет всю схему восприятия речи, положительно воздействуя на мышление, память, внимание. Но повышенная эмоциональность речи педагога также вредна, как и ее отсутствие. Она ведет к утомлению детей, недоверию к словам педагога, чьи эмоции кажутся им наигранными и надуманными. Выход заключается в разумном чередовании экспрессии и спокойного, логического изложения.

Использование лексических средств изобразительности – слов в переносном значении, метафор, сравнений и др. Речь, содержащая их, бывает более убедительной, чем сходное сообщение без них. Сравнения помогают прояснить содержание сообщений, вызывая цепь ассоциаций, способствуют установлению связей между известным и неизвестным. Гипербола помогает заострить внимание на предмете разговора. Аллегория облегчает разговоры на темы нравственности, одновременно делая их более запоминающимися. Фразеологические обороты, крылатые слова, пословицы и поговорки способствуют лаконичности и выразительности речи.

Функции речи учителя

1. Обеспечение полноценной передачи знаний. Речь педагога может сделать восприятие учебного материала доступным и интересным, а может затруднить ее. Педагогическая задача речи педагога при изложении нового – способствовать не только передаче знаний, но и формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к ним.

2. Обеспечение эффективной творческой деятельности. Этому способствует оптимальный темп речи, расстановка логических ударений, стиль коммуникативного поведения учителя на уроке (корректность, требовательность к себе и ученикам).

3. Обеспечение продуктивных взаимоотношений между педагогом и детьми. Это ведущая функция, призванная помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества, на основе которых строится обучение и воспитание. Речь педагога выполняет роль регулятора этих отношений и средства их достижения. Многое зависит от индивидуального стиля общения , характера его социальных установок в сфере общения.

Таким образом, речь педагога призвана обеспечить:

1) продуктивное взаимодействие между педагогом и учениками;

2) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования и коррекции их убеждений и мотивов деятельности;

3) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

4) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Категория: Мои статьи | Добавил: sersh63 (22.01.2019)
Просмотров: 1240 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Директор ЦВР
Директор

Ахмедова Людмила Аршавировна

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  






















    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz